Пока Россия находится на уровне ряда ведущих зарубежных
стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает Германию, Италию,
Францию по доле населения с высшим и послевузовским профессиональным
образованием. Сейчас этот процент составляет 22,8 от численности всего
населения России от 25 до 64 лет.
Но Министерство экономического развития замечает ряд
негативных тенденций в сфере российского образования, которые могут в итоге
значительно сократить еще сохраняющееся конкурентное преимущество России в виде
человеческого капитала.
Современная российская экономика уже не предъявляет
массового спроса на качественное образование по многим, и прежде всего
техническим, специальностям. Естественно, что в таком свете нечего и говорить о
перестройке и модернизации образовательной отрасли – ведь сохранение высокого
уровня образования по инженерно-техническим специальностям – особенно важная
задача для обеспечения функционирования эффективной инновационной системы
образования.
Кроме того, качество образования сейчас катастрофически
снижается на всех уровнях – от базового, начального и среднего
профессионального до высшего и послевузовского профессионального образования.
Так, российские школьники старших классов уступают своим зарубежным сверстникам
из развитых стран по большинству показателей уровня знаний по математике
(38-39-е место из 65 стран), тем же навыкам работы с текстом (41-43-е из 65
стран), знаниям в области точных наук (38-40-е из 65 стран).
И в вузовском образовании России и наблюдаются тенденции
деградации. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не
попадают в первые две сотни глобальных лидеров (Times Higher Education,
Shanghai Jiao Tong ARWU, рейтинг результативности научных работ вузов HEEACT).
Основная причина такого образовательного упадничества –
существенный недостаток финансирования сферы образования в течение девяностых
годов прошлого столетия и начале двухтысячных. В последнее время, правда,
эксперты отмечают некоторое улучшение ситуации, однако по относительным
показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему
значительно уступает многим развитым странам. Так, по данным Росстата, в 2009
году, например, Россия расходовала на образование 4,6 % ВВП, тогда как Швеция –
6,1 %, Финляндия и Франция – 5,5 %, Бразилия и Великобритания – 5,2 %, США –
5,0 %.
Кроме недофинансирования образовательной системы, также
можно отметить устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в
системе образования современных кадров, в том числе управленческих. В целом же
российская система образования на сегодня не до конца удовлетворяет потребности
современной экономики.
Источник: Информационное агентство ТПП-Информ