С вакансиями и резюме мерчендайзера можете ознакомиться у нас на сайте: |
За последние десять лет в России появилось немало новых профессий. Одной из них является мерчендайзер. Десять лет назад в нашей стране данная профессия была известна единицам, сегодня без мерчендайзеров не обходится ни одна перспективная компания.
«Знатоки покупательских душ»
Профессия мерчендайзер впервые появилась в США в 30-е годы прошлого века. Но несмотря на это, многие люди причисляют ее к наиболее молодым, а значит, и малоперспективным. На самом деле это не так. Специалисты, работающие в сфере торговли, по праву называют мерчендайзеров «знатоками покупательских душ», потому что в своей работе они изучают и учитывают очень многие факторы, оказывающие влияние на выбор клиентов. Иными словами, зачастую именно от мерчендайзеров зависит уровень продаж той или иной продукции.
Благодаря мерчендайзерам уровни продаж могут увеличиться на 50 и даже 80 процентов. Потому что главная задача специалиста, работающего в данной профессии,— это поддерживать положительный имидж фирмы, в которой он работает, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Кроме того, в обязанности мерчендайзеров входит корректировка розничных цен на товары: он следит за их конкурентоспособностью, консультирует продавцов по поводу оптимального размера торговых надбавок. Для выполнения всех этих задач мерчендайзер один-два раза в неделю должен объезжать все закрепленные за ним магазины (в среднем, пять и более точек в день).
Стоит отметить, что должностные обязанности мерчендайзеров, работающих в разных фирмах, могут отличаться друг от друга. Все зависит от работодателя. В одних компаниях основные задачи сводятся к выкладке товара и отслеживанию цен на него. В других организациях мерчендайзеры должны снабжать магазины рекламой определенной продукции и оформлять торговые залы и прилавки. Также мерчендайзеры обучают продавцов специфике работы в зале, дают советы, где и как лучше расположить тот или иной товар. Все это делается для того, чтобы лучше продавать продукцию.
Для того, чтобы стать мерчендайзером, рекомендуется:
|
Принцип четырех «Н»
«Для того, чтобы успешно работать мерчендайзером, необходимо знать некоторые хитрости данной профессии. Например, существует правило так называемой «золотой полки», которая расположена на уровне глаз покупателя. Неважно, какой товар на ней представлен, в любом случае он продается лучше всего. Ведь для того, чтобы его приобрести, не нужно прилагать никаких усилий, только протянуть руку и взять»,— делится опытом мерчандайзер Валерий Осипов. Какие бы обязанности не выполнял мерчендайзер, ему необходимо соблюдать принцип четырех «Н»: нужный товар, в нужном месте, в нужное время, по нужной цене. Это и есть залог успешной работы. Ведь зачастую мерчендайзер следит не только за выгодным расположением товара, но и за сроком его годности (особенно это касается продуктов питания), также специалист должен знать, какая цена на определенный товар предложена в конкурирующих магазинах.
Вверх по карьерной лестнице
«На мой взгляд, данная профессия является наиболее приемлемой работой для студентов. Ведь она, как правило, подразумевает гибкий график и достойную зарплату. В мои обязанности входит отслеживать наличие товара определенной марки в пяти продуктовых магазинах, которые находятся на близком расстоянии друг от друга. Поэтому работа у меня занимает от 2 до 4 часов в день»,— рассказывает мерчендайзер Инна Потапова.
На работу, прежде всего, принимаются студенты. Ведь, освоив данную профессию, молодые люди имеют реальный шанс сделать хорошую карьеру в сфере торговли. Поработав мерчендайзером пару лет, при условии получения высшего образования, есть возможность стать менеджером по продажам или преуспевающим маркетологом.
В данной профессии имеются и другие положительные моменты: хорошая заработная плата. Иногда дополнительно к зарплате выплачиваются проценты с продаж продукции. Уровень дохода зависит от количества закрепленных за мерчендайзером магазинов и графика работы. Также мерчендайзерам выдается определенная сумма, компенсирующая затраты на проезд или бензин (при наличии автомобиля).
Заработная плата мерчендайзера: Зарплата мерчендайзера зависит от опыта, уровня компании, объема работы: начинающий сотрудник может рассчитывать на $200-400 в месяц, с расширением обязанностей и ростом ответственности (аналитическая работа, большое количество торговых точек) растет и оплата труда – до $500-800. Помимо этого мерчендайзеры зачастую получают проценты от продаж продукции. В ряде случаев оплачивается проезд или бензин (при наличии автомобиля) |
Положительные и отрицательные моменты
Главным положительным моментом профессии мерчендайзера студентка Юлия Панурина считает гибкий рабочий график. По ее словам, работу можно легко совмещать с учебой, ведь мерчендайзер выполняет свои обязанности в то время, которое выбирает сам.
Отрицательным моментом является то, что на работу принимают преимущественно студентов, получающих высшее образование. Конечно, мерчендайзером может стать и специалист, имеющий среднее специальное образование, но заработная плата в этом случае будет минимальная. Стоит отметить, что мерчендайзер — это специалист, которому лучше делать карьеру в одной отрасли. Ведь разный ассортимент продукции подразумевает, например, разные правила выкладки. Поэтому, поменяв место работы в одной компании и перейдя в другую, придется учиться заново. С точки зрения карьерного роста и заработной платы, лучше всего работать в одной компании.
Требования при приеме на работу
Основные требования, предъявляемые к мерчендайзерам при приеме на работу: презентабельная внешность, коммуникабельность, грамотная речь, дисциплинированность, умение организовать свою работу, стрессоустойчивость, высшее или неоконченное высшее образование, возраст от 18 до 30 лет, знание английского языка. Опыт работы иметь не обязательно, но желательно. Приветствуется наличие водительского удостоверения и автомобиля.
Способы обучения
Специальных учреждений для обучения навыкам профессии мерчандайзер не существует. Поэтому особо крупные компании проводят подготовку мерчендайзеров самостоятельно и сами обучают их: рассказывают об основных характеристиках товара, стандартах продукции, о правильном общении с торговыми представителями. Также проводятся специальные семинары, где мерчандайзеры делятся опытом работы и обсуждают новинки продукции. Далее следует практика в различных магазинах. В компаниях поменьше основам данной профессии будущих мерчендайзеров обучают супервайзеры.
Прогнозы на будущее
Профессия мерчендайзер с каждым годом становится все более востребованной, вместе с тем и требования при приеме на работу ужесточаются, а заработная плата увеличивается. Кроме того, должностные обязанности мерчендайзеров расширяются. Ведь когда-то они занимались только поставкой и выкладкой товара, сегодня, помимо этого, мерчендайзеры оформляют торговые помещения и проводят рекламные акции. Одним словом, профессия стремительно развивается. А по самым смелым прогнозам, в ближайшие пять лет мерчендайзер станет одной из самых востребованных профессий в России.
Примерный "портрет" мерчендайзера на рынке труда
|