Трудовая миграция в России – явление абсолютно не новое. Более того, можно сказать фольклорное, откладывающее в пластах истории государства российского целые эпические легенды. Вот и сейчас началась новая сага о трудовой миграции – заработала государственная программа, предоставляющая льготные условия для… безработных жителей Северного Кавказа.
УРА, МЫ ОТКРЫЛИСЬ!
Специально для этого в Пятигорске был создан Межрегиональный ресурсный центр (МРЦ), в задачах которого стоит заселение и трудоустройство безработных северокавказцев на территории Центральной России.
Уже 20 января вступило в силу соглашение о сотрудничестве между МРЦ и службой занятости Северной Осетии, а до этого подобный договор был заключен с Кабардино-Балкарией. На очереди – Ингушетия. Исходя из планов МРЦ, к концу января должно состояться сотрудничество и с остальными республиками Северного Кавказа. К примеру, Межрегиональный ресурсный центр будет осуществлять для них сбор данных о вакансиях по России, предварительно отработав взаимодействие с российскими регионами.
А началось с того, что полпред Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин предложил на ряде совещаний с руководителями министерств и главами регионов создать учреждение – Межрегиональный ресурсный центр (МРЦ). А далее он был интегрирован в службу занятости Ставропольского края и этому региону были предоставлены госполномочия в сфере занятости по Северному Кавказу.
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ВЫМОЩЕНА ДОРОГА В…?
«Мы хотим сделать у себя центральный портал, центральную базу, где будем концентрировать всю информацию о внутренней трудовой миграции. Сейчас служба занятости каждого региона сама ищет вакансии в других регионах, как, например, Ингушетия и Пензенская область. Мы хотим всё это упорядочить, МРЦ возьмёт на себя координацию этих потоков. Чтобы, к примеру, не Северная Осетия работала только с пятью регионами, а так, чтобы через нас они расширили свои возможности. У нас планы – наладить отношения со всеми субьектами Российской Федерации», - поясняет директор МРЦ Андрей Клименко.
«Наш принцип работы – если люди будут работать по схеме временной, сезонной, или частичной занятости, сюда же включена и работа вахтой формировать бригады, преимущественно из одной республики, если много вакансий — из одного района. И чтобы они поехали к одному работодателю, в один регион, и вместе потом возвращались. Менталитет на Северном Кавказе тяготеет к общности, и это надо использовать», – считает Клименко.
Между прочим, программа господина Хлопонина уже была протестирована в части российских регионов. Безработные жители из Дагестана и Ингушетии переселялись, к примеру, в Пензенскую область. А сегодня этот проект уже официально вступил в свои права.
ПОТОМУ, ЧТО НЕТ РАБОТЫ!
Почему именно Северный Кавказ? Чиновники считают, что Северо-Кавказский федеральный округ испытывает перенаселение вкупе с колоссальной безработицей. К примеру, в Ингушетии, количество безработных колеблется от 53% до 57%. А в Пензенской области, наоборот, требуются рабочие ресурсы. И здесь возникает спорный момент: допустим, власти не ошиблись в своих расчетах, и большая часть безработных с Северного Кавказа будет востребована в российских регионах, в той же Пензенской области, согласно запросам работодателей. А если они займутся уже привычной для всех деятельностью водителей маршруток или продавцов на рынках – вряд ли это оздоровит рынок труда в регионах России.
По информации, упоминающейся в стратегии развития Северного Кавказа до 2025 года, на 1 мая 2010 года число безработных граждан составляло 766,6 тыс. человек или 18% от экономически активного населения. Преобладающее большинство из безработных северокавказцев находится в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Последние 2 республики уверенно держат первое место по количеству безработных.
Разработчики этой программы планируют, что в течение 15 лет образуется свыше 400 тысяч новых рабочих мест. Но это только планы, а люди без работы сидят сейчас. Поэтому и решено было заняться рассредоточением по России не всех 766,6 тыс. человек, а хотя бы половины.
А между прочим, «великое» переселение безработных северокавказцев уже началось. "У нас уже въехали 104 человека из Дагестана, расселились в 7 районах. Ещё 175 человек мы приняли по программе по содействию переселению соотечественников – в основном это выходцы из стран СНГ, но есть и дальнее зарубежье", – говорит начальник отдела трудовой миграции управления государственной службы занятости населения Пензенской области Александр Лебедев.
60000 + 60000 + 60000…
И теперь, пожалуй, самое интересное. Согласно этой программе, в качестве оказания первичной помощи, безработным северокавказцам, желающим сменить место жительства и найти работу, полагаются приличные деньги – как в своем регионе, так и в том, куда собираются. Первое: каждому безработному участнику программы выплачивается около 60 тысяч рублей «на первое время» из расчета 3 месяцев – после этого, в случае неудачи, мигрант может вернуться обратно. Мало того, он имеет право попытать шанс во 2, 3 и 4 раз!
Несложно подсчитать, сколько можно «заработать», абсолютно не работая, нечистым на руку. Мало того, конкретно в Пензенской области было выделено 40 млн. рублей для выкупа жилья трудовым мигрантам. Как говорят чиновники, уже есть итоги: сотни людей трудоустроились таким образом, но большинство возвращалось «ни с чем» – в силу разных причин: от несоответствующих ранее заявленным условиям до уклонения работодателей от выплат заработной платы.
А…ОНО ЭТО НАДО?
Такой проект навредит всем, и, в первую очередь – гостеприимным хозяевам, которым предстоит в ближайшее время принять до 500000 гостей с Кавказа, считает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. "Хлопонин просто пытается переложить свои проблемы на других. С Кавказа он проблему избыточного населения снимает, и перекладывает её на другие области, на других людей, фактически – на русский народ", - полагает эксперт.
Хотя сам Клименко отрицает, что переселение северокавказцев породит какое-либо противостояние. Не надо относиться к этому как к противоборству, как к противостоянию – «приехали, отнимают у нас рабочие места». А кто вам мешает самим занять эти вакансии? Люди, которые согласны на переезд, на смену места жительства, им не до национальных конфликтов – они приехали работать и умеют работать. Мы спрашивали в той же Пензе – «есть конфликты, проблемы?» – «Нет, никаких проблем». Не пьют, занимаются хозяйством, воспитывают детей, считает директор МРЦ.
Ситуация здесь, мягко говоря, непростая. С одной стороны, человек имеет право на труд, независимо от национальности и вероисповедания, все это замечательно. Только… почему для именно русских или татар, башкир не создаются такие центры? Ведь мы живем в одной стране и платим одни налоги. В многонациональной России люди также сидят без работы и хотели бы воспользоваться подобными возможностями.
Только одним особые условия, а другие вынуждены самостоятельно осуществлять поиск работы, учитывая свой «достаток». Тем более при переезде куда-либо… Некрасиво…
Автор: Никита Корчагин